Вы здесь

История

Первые государственные дорожно - строительные конторы были созданы в 1922 году. Однако вскоре  пять из них (всего их было 9) прекратили свое существование. Госконторы имели в  постоянном штате три-четыре человека, оплачиваемых из прибыли производственной деятельности. Контора, в лице ее начальника, выступала подрядчиком на выполнении конкретных заказов, детально оговоренных в смете, самостоятельно решала вопросы найма рабочих рук, приобретения материалов и инвентаря. 

Мариинской дорожно-строительной конторой в 1923 году был построен мост через р. Антибес в 30 саженей длиной. К нему были оборудованы подъезды. Стеной в 40 саженей укреплен берег реки, отремонтированы другие мосты общей протяженностью 132 сажени.

Шестой конторой в это же время были построены несколько паромов, в том числе на Чулыме, для обслуживания переправы между с. Пышкино-Троицким и с. Ново-Кусково, на Томи у с. Пачинского, через Обь у с. Киреевского на Колыванском тракте и большой конный паром на 10 подвод у с. Богородского (в настоящее время с. Мельниково) на Нарымском тракте. В целом, госконторы в период с 1922 по 1924 годы выполняли до трех четвертей дорожных работ в Томской губернии.

Середина 20-х г. XX в. - решительное вытеснение НЭПа повлекло за собой исчезновение строительных контор и вернуло в дорожное строительство хозяйственный способ. В это время активизировала свою работу колонизационно-переселенческая партия, также занимавшаяся строительством дорог. В ведении этой организации находилось 716 км. дорог. Переселенцы неохотно оседали на новых необжитых участках, и кредиты на техническую подготовку колонизации (в т.ч. и на дорожное строительство) увеличивались.  Наиболее перспективными для заселения районами были определены Причулымье, Зачулымье, междуречье Чаи и Оби, где в 1926-1927 гг. на  организованном колонпартией строительстве дорог от Сарафановки по Чаинскому району работало от 150 до 300 человек.

1926 год - дорожный отдел Окркомхоза преобразован  в 4-ый ДЭУ Сибирского краевого управления местного транспорта.Обязанностью новой структуры должна была стать забота о дорогах государственного значения. Источником финансирования стал государственный бюджет.  Однако преобразование Окркомхоза в ДЭУ никак не сказалось на штатном расписании, которое включало 8 постоянных сотрудников: начальник участка, техник, бухгалтер, старший дорожный мастер, 2 младших мастера, 2 старших ремонтера. На время летних работ, за счет местного бюджета, дополнительно принималось на должности техников и десятников от трех до пяти человек.

Общие задачи по содержанию и строительству дорог округа, неоднократные замечания окрисполкома не способствовали слаженной работе колонпартии и 4-ого  ДЭУ. Фактически они дублировали функции друг друга и не стремились к взаимодействию.

1930-е годы XX в. - в ходе реорганизации эксплуатационной службы на государственном Сибирском тракте был восстановлендорожный участок (дорстрой), получивший порядковый номер 456.  В ведение дорстроя № 456 был передан значительный  участок тракта от с. Коченево до границ Восточно-Сибирского края. При крайней распыленности работ, малочисленности линейного персонала и минимальной обеспеченности дорожной техникой, насчитывавшей в 1930 г. всего 15 навесных орудий, среди которых 2 утюга, 3 дисковые бороны, 3 конные лопаты, 6 полуторатонных катков и 1 деревянный канавокопатель, надеяться на высокую производительность не приходилось. Понимание невозможности организации дорожных работ на таком значительном пространстве пришло уже в 1932 году. По приказу Главдортранса этот отрезок дороги был разделен между двумя дорожными участками: Томским (ДЭУ № 456) и Мариинским (ДЭУ № 462), которому был отдан участок протяженностью 346 км (от границ Ижморского района на восток).

После образования Мариинского участка в ведении Томского ДЭУ осталось 480 км Сибирского тракта, проходившего в пределах Коченевского, Колыванского, Мошковского, Болотнинского, Томского и Ижморского районов Новосибирской области.

1932 год  - на территории Томской области стали появляться районные дорожные отделы, организованные при районных исполнительных комитетах (РИКах). Первым был основан Колпашевский РДО, подчинявшийся Нарымскому Облдоротделу Новосибирской области. В 1933 году появились РДО в с. Каргасок и  с. Тегульдет; в 1934 – в с. Кожевниково. Самые «поздние» РДО появились в 1939-1940 годах в с. Пышкино-Троицкое, с. Молчаново, п. Белый Яр.

 РДО занимались содержанием и ремонтом грунтовых дорог и деревянных искусственных сооружений силами колхозов, которые облагались трудгужповинностью согласно Постановлению ЦК и СНК СССР от 3 марта 1932 года. На основании этого Постановления РИКи принимали решения, по которым все колхозы и единоличники были обязаны отработать на дорожном строительстве тягловую силу (лошадь, бык, автомобиль, трактор) по определенным  нормам, которые обсчитывались в суммарной стоимости. За невыполнение объемов доведенного плана дорожных работ колхозы привлекались к штрафным санкциям.

1933 год -Томский ДЭУ теряет свою значимость в связи с тем, что основные объемы дорожных работ переместились с ДЭУ в райдоротделы. Под опеку РДО стали переводить участки государственных трактов, отдавать технику, принадлежавшую ДЭУ.

1957 год - все 18 РДО в области были ликвидированы. Вместо них были создано 7 номерных дорожных участков (ДЭУ № 346-352), в ведение которых поступило 1350 км дорог местного и областного значения. 1450 км. дорог было передано в ведение Машинно-тракторных станций, 441 км. – в ведение колхозов и предприятий (как подъездные пути). 

  1. ДЭУ № 346 – г. Асино
  2. ДЭУ № 347 – г. Томск
  3. ДЭУ № 348 – с. Кожевниково
  4. ДЭУ № 349 – с. Кривошеино
  5. ДЭУ № 350 - с. Парбиг
  6. ДЭУ № 351 - г. Колпашево
  7. ДЭУ № 352 - с. Парабель

1958 год - предпринята попытка разукрупнения 7 РДО в 12, поскольку опыт объединения оказался неудачным

1959 год  – на территории Томской области работают 11 ДЭУ: Асиновский ДЭУ, Зырянский ДЭУ, Кожевниковский ДЭУ, Кривошеинский ДЭУ, Молчановский ДЭУ, Парабельский ДЭУ, Парбигский ДЭУ, Томский ДЭУ, Туганский ДЭУ, Чаинский ДЭУ (был упразднен после образования ДЭУ № 425 в с. Подгорное).

1960 год - упразднены дорожные участки в Туганском, Молчановском, Зырянском и Шегарском районах и воссозданы районные отделы автомобильного транспорта и шоссейных дорог (РАШДы). Таким образом,  в это время в состав Управления входили три ДЭУ (№ 425, № 472, № 477), шесть областных дорожных участков.

Кроме того, на базе МДС-66 было образовано хозрасчетное ДСУ с дислокацией в г. Томск (ул. Татарская, 35). В составе ДСУ было сформировано 2 прорабских участка: Томский и Бакчарский. Основная задача ДСУ – строительство качественных дорог (в вышеуказанных районах).

1961 год -  на основе Постановления Совета Министров РСФСР от 24.11.1961 г. № 1413 «Об упорядочении сети автодорог общего пользования» и приказов Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 30.12.1961 г. № 420 и № 266 от 26.06.1961 г. изменена нумерация дорожных участков:

Асиновский ДУ № 346 был переименован в ДУ № 984

Томский ДУ № 347 был переименован в ДУ № 985

Кожевниковский ДУ № 348 был переименован в ДУ № 986

Кривошеинский ДУ № 349 был переименован в ДУ № 987

Парбигский ДУ № 350, Колпашевский ДУ № 351, Парабельский ДУ № 352 были упразднены.

1964 год -  в состав Управления входили 3 ДЭУ, обслуживающие 716 км. дорог, ДСУ, 4 областных дорожных участка (№ 984-987), 2 ПЭУ (с. Парабель, г. Колпашево), инспектор по дорожному строительству в с. Каргасок и 8 РАШД (Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Молчановский, Первомайский, Тегульдетский, Туганский и Чаинский).

1965 год -  на дорогах местного значения, на базе бывших РАШД,  были образованы 10 ПДУ:

  • № 1392 – с. Бакчар
  • № 1393 – п. Белый Яр
  • № 1394 – с. Зырянское
  • № 1395 – с. Каргасок
  • № 1396 – г. Колпашево
  • № 1397 – с. Кривошеино
  • № 1398 – с. Парабель
  • № 1399 – с. Пышкино-Троицкое (1969 год)
  • № 1400 – с. Тегульдет
  • № 1401 – с. Шегарка
  • № 2663 – с. Молчаново (1968 год)

1979 год - основная часть ПДУ была упразднена, вместо них было созданы дорожные ремонтно-строительные управления  (ДРСУ), которые вплоть до 2009 года занимались строительством и эксплуатацией автомобильных дорог Томской области.

2009 год – дорожная отрасль Томской области переживает очередное преобразование. По причине банкротства прекращает свою деятельность Светленское ДРСУ.  13 из 17  ДРСУ объединяются в Областное дорожное ремонтно-строительное управление. Сегодня в составе Областного ДРСУ функционируют 4 филиала и дорожно-строительное управление, охватывающих почти всю территорию Томской области. Предприятие обслуживает 3450 тыс. километров дорог с различными типами покрытия, ежегодно обустраивает 265 километров зимников и ледовых переправ.